Новости
Свежий номер
Новости сайта
Новые материалы
Архив
По номерам
По разделам
Подписка
Почта
Редакция
Фан-клуб (архив)
"In Rock"
"Иванушки"
Феномены-Х
Наталия Орейро
"Руки Вверх"
"Агата Кристи"
МР3
Восходящие звезды музыки
АрхиТекстуры
Интернет-радио
Феномены-Х
Рассказы серии "Авантюра"
Рассказы серии "Герои спорта"
Форум
Гостевая книга
Ссылки
О редакции

 

дизайн: михаил мырсин
Поддержка
Raggio Studio

 

Е.Г. ЯсинНовый год прошёл, впереди маячат экзамены, а у многих они - ещё и выпускные. Хочешь, не хочешь, а приходится задумываться о своём будущем. Кем быть, куда пойти учиться? О перспективах экономического образования в нашей стране рассказывает Е. Г. Ясин, доктор экономических наук, профессор, министр энономики в правительстве В. С. Черномырдина, научный руководитель Государственного университета - Высшей школы экономики, одного из ведущих образовательных учреждений в России.

- Евгений Григорьевич, роль экономики в наше время стремительно возрастает. Неудивительно, что огромное количество всевозможных вузов, колледжей, академий предлагают услуги в области экономического образования. Но все ли они способны дать качественное современное образование? Какие перспективы у тех ребят, кто собирается связать своё будущее с экономикой?

- Это хорошо, что на рынке образовательных услуг имеется большое разнообразие предложений. Хуже то, что качественных услуг на этом рынке сравнительно немного, тогда как спрос на них очень велик. Такова особенность современного этапа его развития. Главная проблема заключается в том, что значительная часть людей, занимающихся подготовкой будущих специалистов-экономистов, не обладает достаточной квалификацией ни в области педагогики, ни в экономике, хотя ситуация здесь меняется в лучшую сторону. Как для любого товара - а образовательные услуги - это тот же товар, - важное значение имеет соотношение цена–качество, поэтому надо понимать, что существует весьма ограниченное число образовательных учреждений, способных дать по-настоящему высокий уровень образования. Это касается и экономики, и права, и менеджмента, - наиболее востребованных на сегодняшний день специальностей.

- Все три одинаково необходимы в современной России?

- Я ни одной не могу отдать предпочтение, но у каждой из них имеются свои особенности. Так, экономика имеет как бы две ипостаси: фундаментальная и прикладная экономика. Первая - достаточно абстрактная наука, спрос на специалистов ограничен. Поэтому те, кто её выберут, должны понимать, что, пока они не станут докторами наук, им придется влачить достаточно скромное существование. Не денежная это работа, прямо скажем, но зато очень почётная, - я, например, перед своими студентами ставлю такую задачу: через 15 лет два выпускника нашей Школы должны стать лауреатами Нобелевской премии. Таковые могут быть только из числа тех, кто занимается фундаментальными проблемами экономики. Короче говоря, это направление для тех,кто имеет склонность к теоретическому мышлению, любит математику и, к тому же, жаждет славы.

Прикладная экономика - несравненно более массовая наука. Однако изучающие её студенты также получают фундаментальное академическое образование и потому способны легко переключаться с одного направления на другое. Я в своё время окончил МГУ и хорошо знаю, что именно широта университетской подготовки позволяет строить любую карьеру. Среди выпускников ВШЭ немало людей, которые работают в правительственных учреждениях, в крупных фирмах, хорошо зарабатывают, причем они способны с госслужбы перейти в бизнес и наоборот.

Менеджмент - более прикладное направление, здесь не требуется та широта и полнота знаний, которые нужны экономисту. Работая на предприятиях, на фирмах, менеджеры должны уметь решать конкретные задачи, связанные с управлением. Что же касается специалистов в области юриспруденции, они будут пользоваться очень большим спросом, это просто золотая жила. Добавлю здесь, что и экономисты, и менеджеры тоже должны иметь хорошую юридическую подготовку, уметь применять на практике правовые нормы. Не зря говорят, что вся Америка работает на юристов. Конечно, в России такое вряд ли возможно, поскольку мы традиционно склонны к каким-то неформальным решениям, мировым соглашениям. Но, как бы там ни было, знание законов придаёт человеку очень большую цену.

- На каких предметах следует сосредоточиться тем, кто в дальнейшем собирается заниматься экономикой, менеджментом, юриспруденцией?

- К нам в ВШЭ, например, без хорошего знания математики соваться нечего. Математика нужна даже на факультетах социологии и права, хотя здесь к ней несколько меньшие требования, чем на других факультетах. Плюс к этому компьютер, иностранный язык и - не удивляйтесь - русский. Почему русский? Человек, работающий в госаппарате или бизнесе, должен быть, прежде всего, коммуникабельным. Ему необходимо хорошо владеть словом, уметь четко излагать свои мысли, убеждать собеседника. А без этого в бизнесе рассчитывать не на что.

- Могут ли выпускники нестоличных школ рассчитывать на получение качественного образования, если количество хороших вузов ограничено?

- Я против того, чтобы люди с самого начала сортировались по тому, какое у них образование. Если кто-то решил заниматься бизнесом, его успех не должен зависеть от того, плохое или хорошее образование он получил в школе. Именно по этой причине мы выступаем за введение единого государственного экзамена, чтобы человек мог поступать, куда он захочет, минуя репетиторство и всевозможную вузовскую коррупцию. Другое дело - продержится ли он в выбранном вузе до диплома? Я считаю, что схема работы вуза должна быть совершенно иной. Необходим большой объем самостоятельной работы - ей должно уделяться до половины времени подготовки студента, и большой отсев - схема один к пяти мне представляется вполне нормальной, то есть поступило пятеро, а окончил один. Сейчас успех развития российской экономики напрямую зависит от того, какое количество способных людей получит доступ к самому лучшему образованию. Чем больше таковых удается выявить, тем лучше будет всем нам.

- Можно ли сравнивать наше экономическое образование и зарубежное? Есть ли в этой области паритет, и если есть, то в чем?

- Сейчас задача экономического образования в России - выйти на европейский уровень. В Европе лучшими являются университеты Англии, Голландии и Германии, а если есть желание учиться в бизнес-школе, дающей послевузовское образование, - надо ехать во Францию, Швейцарию или в ту же Англию. Однако для того, чтобы поступить туда, необходимо иметь хорошую финансовую поддержку или победить в очень серьёзном конкурсе. Ну а в Америке - в Стэнфордском, Гарвардском, Принстонском и ряде других университетов уровень преподавания экономических дисциплин ещё выше. Если говорить о ВШЭ, то сейчас мы пока не достигли уровня европейских университетов, но приближаемся к нему. Почему я так считаю? Сейчас поясню. В ВШЭ есть Международный институт экономики и финансов, где вся программа построена по образцу Лондонской школы экономики и весь контроль приобретаемых знаний проводят английские преподаватели. Выпускники МИЭФ получают два диплома: ВШЭ и Лондонской школы, точнее, Лондонского университета. В прошлом году у нас было 13 таких выпускников. Похожие программы осуществляются у нас совместно с университетами Эразмус в Роттердаме и Париж-1. Но для получения их дипломов необходимо приехать туда и написать работу на английском или французском языке. А что касается способностей, то наши ребята не только не уступают своим зарубежным сверстникам, но и нередко превосходят их. Так, в Лондонском университете некоторые наши выпускники были признаны лучшими - по их программе, конечно.

- Что ж, русская изобретательность всем хорошо известна. А на какую зарплату могут рассчитывать выпускники экономических вузов, ВШЭ, в частности?

- Для наших выпускников, приходящих на работу в государственные учреждения и ведомства, это 3 - 4 тысячи рублей и быстрый последующий рост зарплаты. В бизнесе, конечно, всё зависит от того, в какой конкретно фирме работать, нормальный заработок - от 500 до 800 долларов и выше.

- Нет ли опасности, что многие из тех, кто получает современное и качественное образование, уедут за рубеж - ведь там зарплата еще выше?

- Конечно, такая опасность есть. И единственное, что мы можем здесь сделать, - не посылать человека учиться за рубеж, а дать ему возможность получить хорошее экономическое образование здесь, в России. Те, кто уезжает на несколько лет учиться в Америку, почти наверняка остаются там. Что поделать - есть определённый уровень профессионализма, где действуют законы международного рынка труда. С другой стороны, в наш информационный век главной ценностью являются люди высокой квалификации, в каких бы областях знания они ни работали. Учёные, менеджеры-профессионалы в этих областях просто принадлежат всему миру. Нельзя ограничивать нашим ребятам перспективы их профессионального роста, это просто не принято. Впрочем, после учёбы в ВШЭ уезжают немногие. Однако есть образовательные учреждения, где уровень образования повыше нашего, например Российская экономическая школа при Центральном экономико-математическом институте. Так вот, в РЭШ небольшой выпуск, примерно 50 человек в год, и действительно, многие из них уезжают работать за границу. Но, с другой стороны, поскольку речь идёт о мировом рынке, мы можем точно так же приглашать к себе иностранных специалистов. Ведь выступают же за наши футбольные команды темнокожие игроки, хотя ещё несколько лет назад это казалось невероятным.

- И всё-таки, к какой категории наций относится Россия? Это страна третьего мира, сырьевой придаток развитых стран или ...?

- Могу сказать, что мы не глупее других, а по интеллектуальным способностям относимся к числу весьма успешных наций. Надо получать хорошее образование, уметь держать себя среди людей - и мы никому не уступим. После получения образования вы сами становитесь товаром определённой цены, и надо заботиться о том, чтобы эта цена была как можно выше. А где уж вы продадите себя... Я, например, люблю Россию, русский язык и никуда отсюда не уеду, мне здесь просто нравится. И потом, могу сказать, что, в отличие от Америки и Европы, Россию в ближайшие годы ожидает экономический бум! Поэтому возможностей для приложения сил и способностей у нас будет куда больше, чем в любой другой стране. Не забывайте к тому же, что отрасль образовательных услуг сегодня стала отраслью экономики. Страна вполне может зарабатывать на производстве людей с высоким уровнем образования. И могу добавить, что современная экономическая ситуация в мире такова, что знания становятся более производительными, чем капитал, а человек, обладающий знаниями, имеет больше шансов разбогатеть, чем тот, кто владеет капиталом.

- Вы ещё в школе хотели стать экономистом или у вас, как нередко бывает в юности, был период исканий? И вообще, какие оценки чаще встречались у вас в дневнике?

- Школу я окончил с серебряной медалью, а что касается исканий - как же без них. По окончании школы - а было это в 1952 году - я даже не знал, что есть такая наука экономика. И вообще мне тогда больше нравилась география. Но отец посоветовал мне сначала получить такое образование, которое позволило бы зарабатывать на хлеб насущный, а уж потом учиться по своему усмотрению. В те времена заработок давали инженерные специальности. Я послушался отца - поступил в инженерно-строительный институт, окончил его и три года проработал строителем. Уже потом я пошёл в МГУ, но уже на экономический.

- Что бы вы хотели пожелать читателям нашего журнала в новом году?

- Поступить в Высшую школу экономики.

 

Перейти к содержанию номера Перейти в раздел ЧЕЛОVЕК
Все права защищены. ЗАО "Редакция журнала "Бумеранг".
Использование любых материалов возможно только с письменного разрешения редакции.