| 
                  
                  
                   Семейка Файнс  
             Джозеф 
              Альберик Файнс родился в Салисбери, в графстве Уилтшир, в Англии, 
              27 мая 1970 года. Впрочем, рождение ребёнка в семейке Файнсов к 
              тому времени стало событием весьма ординарным. Но при всей своей 
              многочисленности Файнсы были не каким-то многодетным выводком, погрязшим 
              в голоде, бытовухе и перебивающимся с одной государственной дотации 
              на другую, а семьёй весьма интеллигентной. Глава её, Марк Файнс, 
              несмотря на то, что был родом из фермеров, очень прилично снимал 
              на фотокамеру; мать, Джини Файнс, была довольно известной поэтессой, 
              писательницей и художницей. Дети воспитывались в истинно английской 
              строгости и чопорности. Они ходили в театр, смотрели классическое 
              кино, читали умные книжки и вообще всячески изучали и уважали культуру 
              и искусство. Была даже традиция обсуждать просмотренный спектакль 
              после семейного похода в театр, где Файнсы занимали, наверное, полпартера. 
             
            В общем, благодаря славному образованию и умению что-нибудь 
              отстаивать детишки выросли - один лучше другого. Старший Ральф Файнс 
              стал известным актёром. Следующая по возрасту, Марта Файнс - режиссёром 
              кино, видеоклипов и рекламных роликов. Далее идут музыкант Магнус 
              Файнс, продюсер Софи Файнс. И, наконец, близнецы Джозеф и Джакоб 
              (забыл сказать, их тогда родилось двое). Последний пошёл своим особым 
              путём и стал фермером в каком-то уэльском лесничестве. 
            Будучи самым молоденьким в семье, Джозеф просто был 
              вынужден ориентироваться на братьев своих больших и обрести себя 
              в искусстве. Это и произошло, когда семья переехала в Ирландию. 
              Там Джо поступил в Школу искусств. Но вскоре бросил и стал подрабатывать 
              в Юношеском театре. "Я четыре года пахал простым костюмером, но 
              это - самый верный способ вникнуть в суть актёрского мастерства!" 
              - утверждает Джо. Овладев азами профессии, он просто запрыгнул в 
              поезд и поехал в Guildhall School of Music and Drama. Живи он в 
              России века этак два назад, наверное, сел бы на воз с рыбой. 
            В школе драмы его научили всяким актёрским примочкам: 
              танцам, пению, фехтованию, гарцеванию на лошади, гонянию на мотоцикле 
              и разным акцентам, в числе которых южноирландский, лондонский, американский 
              и даже итальянский. После всего этого Джо просто не мог не замелькать 
              на театральных афишах: в "Джуде Чёрном", в "Электре", в шекспировских 
              "Как вам это нравится", "Макбет", "Троил и Крессида". 
                  Равнение на брата 
            Ральф Файнс - на 8 лет старше Джозефа. Карьеру в кино 
              он начал всего-то в 90-м году, но быстро добился успехов в этой 
              области. При этом он играл весьма сложных по натуре героев, а не 
              каких-нибудь "супер кунфуистов-раздолбаев с пулемётом наперевес-3". 
              Он знаменит фильмами "Список Шиндлера" (сценарий предварительно 
              одобрила мать, так как Ральфу досталась роль фашиста), "Викторина", 
              "Английский пациент", а также картиной его сестры Марты "Онегин", 
              где сыграл главного франта отечественной школьной программы по литературе. 
              Поглядев на братца, Джозефу тоже ой как захотелось в кино. "Имя 
              Ральфа конечно же открывало передо мной много дверей, но в эти двери 
              надо было ещё пройти!" - рассуждает Джо.  
            Каким-то образом он прошёл в дверь режиссёра Бернардо 
              Бертолуччи, который снимал в то время "Ускользающую красоту" (Stealing 
              Beauty). Вместе с ним на съёмочной площадке оказались Лив Тайлер 
              (Татьяна Ларина из "Онегина"), Джереми Айронс и звезда французского 
              кино Жан Марэ, сыгравший свою последнюю роль. Дебют, так сказать, 
              удался. 
            Следующий фильм Файнса был калибром помельче, но всё 
              же снискал определённый успех, обычный для комедийной мелодрамы 
              с глупым по коммерческим меркам английским названием "Martha Meet 
              Frank, Daniel and Laurence", зато успешно переведённым на русский 
              как "Кое-что о Марте". Джозеф в нём играет Лоуренса, которого вся 
              эта история привела к психоаналитику. Да, правда, какой ужас: три 
              друга влюбляются в одну и ту же девушку, вовсе не подозревая об 
              этом. 
            Затем в жизни Джозефа состоялись два проекта, после 
              которых можно говорить о достойной конкуренции брату Ральфу. Речь, 
              конечно же, идёт о картинах "Елизавета" и "Влюблённый Шекспир", 
              снятых примерно об одном и том же периоде истории. Начнём с "Влюблённого 
              Шекспира", где Джозеф играет, конечно же, влюблённого Шекспира, 
              который со всей своей сонетовской романтичностью втрескивается в 
              героиню Гвинет Пэлтроу и черпает из этого вдохновение для своих 
              незабываемых пьес. Фильм получил семь "Оскаров", что на шесть "Оскаров" 
              больше, чем получила "Елизавета". Это в принципе объяснимо, ведь 
              "Шекспир" был проектом больше американским, а "Елизавету" сняли 
              англичане. К тому же режиссёром "Елизаветы" был индиец Шекхар Капур, 
              который, видимо, очень хорошо помнит многолетнюю колонизацию родной 
              Индии англичанами, поэтому теперь отыгрывается, пересказывая историю 
              Англии на свой лад.  
            "Елизавета" переносит нас в эпоху правления Елизаветы 
              Тюдор, которая, оказывается, была не менее влюблённой, чем Шекспир. 
              К ней, правда, подруливали всякие заморские принцы да королевичи 
              с предложением руки, сердца, чести, достоинства, кошелька и полцарства 
              в придачу, но они ей были нужны, как кролику скафандр. Ведь у неё 
              был единственный возлюбленный Роберт Дадли, граф Лейкестер - его-то 
              и играет Файнс. Правда, этот Дадли оказался впоследствии проходимцем 
              и женатиком. Но королева его очень любила или что-то вроде того, 
              поэтому не стала ему башку отрубать, и, как уверяют в конце авторы 
              фильма, будто даже повторила его имя перед смертью. И плевать хотел 
              господин Капур на историческую правду, согласно которой Елизавета 
              пыталась спихнуть лорда Лейкестера в мужья своей политической сопернице 
              Марии Стюарт. Ему, Капуру, захотелось увидеть всё именно так, потому 
              что это его, Капура, дело.  
            Далее Джозеф переметнулся к эпизодам российской истории: 
              следующий проект переносит нас в сталинградские окопы в 1942 год. 
              В картине "Враг у ворот" (Enemy at the Gates) фашистские войска 
              бьются с Красной Армией за Сталинград. 
            Следующую роль Файнса можно считать куда более приятной. 
              Речь идёт о недавно вышедшем триллере "Убей меня нежно" (Killing 
              Me Softly). Главной героине фильма, которую играет Хитер Грэм, блондинка 
              с большими и вечно удивлёнными глазами, надоел её зануда-сожитель. 
              Ведь вокруг просто полно страстных парней. Это она в очередной раз 
              поняла, когда по дороге на работу у светофора встретила мужика с 
              чудным (ударение на "ы") взглядом объевшегося киндерсюрпризами маньяка 
              в исполнении Джозефа. Фильм снят очень неглупо, даже местами красиво, 
              но сюжет ужасно предсказуем. Здесь всё, как по Чехову: если показали 
              пистолет, значит, он в конце непременно пальнёт. 
                  Как можно не любить кино 
            Скоро на наши экраны буквально посыплются киноработы 
              Джозефа Файнса. Так совсем недавно Джозеф сыграл в картине "Лео" 
              (Leo) вместе с Элизабет Шу, Сэмом Шеппардом и Деннисом Хоппером. 
              Не обольщайтесь, сюжет фильма к биографии Леонардо ДиКаприо никакого 
              отношения не имеет. Кроме того, сейчас Джо снимается с Альфредом 
              Молиной и Питером Устиновым в драме "Лютер" (Luther), где играет 
              Мартина Лютера, участвует в военном боевике "Большой рейд" (The 
              Great Raid) и даже озвучивает мультик про Синдбада, сидя за микрофоном 
              рядом с Брэдом Питтом, Мишель Пфайффер и Кэтрин Зета-Джонс. 
            При этом Джо не прекращает признаваться, что театральные 
              роли ему больше по душе. Как только Джозеф стал сниматься в кино, 
              его сразу начали обсуждать. Как он играет, сколько получает, а в 
              1999 году даже засунули в список самых красивых дядек и тётек мира. 
             
            Самое неприятное, что всем стала известна хронология 
              личной жизни "влюблённого Шекспира". С 1991-го по 1998-й его подружкой 
              была Сара Гриффитс (снималась в мелких телесериальчиках, в американской 
              базе кино в её биографии написана единственная фраза: "Встречалась 
              с Джозефом Файнсом" и дата), затем на срок до 2000 года её сменила 
              Кэтрин Маккормак ("Храброе сердце", "Честная куртизанка", "Портной 
              из Панамы", "Шпионские игры"), а далее на пост подружки Джо заступила 
              29-летняя визажистка Фиона Джолли, которая ему до сих пор чего-то 
              визажирует. 
             Джо 
              вся эта шумиха очень даже не по душе! Вот его брат Ральф придумал 
              отличную отмазку от всяких публичных мероприятий - он всем рассказывает, 
              что нездоров и сидит один дома. Но Джозефу повторять то же самое 
              вроде как-то неудобно. Зато он метро пользуется, наверное, для того, 
              чтобы иногда не чувствовать себя звездой. В метро его часто узнают, 
              место уступают и предлагают подержать пакетик, но чаще подскакивают, 
              требуют автографы, щиплют за бородку и орут "А-а-а! Шекспир 
              влюблён-н-ный па-ашёл!!!!". В таких случаях приходится побыстрее 
              сматываться. "Я вообще подался в кино потому, что там платят 
              больше, чем в театре, но театр я сильнее люблю! - признаётся Джо. 
              - К тому же я не очень верю в то, что в кино можно стать кем-то 
              особенным и незаменимым, ведь вокруг столько коллег-актёров; да 
              вы только посмотрите: нас целый коридор!"  
              Одно неясно - что в этом коридоре делает Джо? Он ведь, кажется, 
              уже в дверь прошёл... Может, он иногда, на некоторые фильмы, выходит 
              поразмяться?
  |