Новости
Свежий номер
Новости сайта
Новые материалы
Архив
По номерам
По разделам
Подписка
Почта
Редакция
Фан-клуб (архив)
"In Rock"
"Иванушки"
Феномены-Х
Наталия Орейро
"Руки Вверх"
"Агата Кристи"
МР3
Восходящие звезды музыки
АрхиТекстуры
Интернет-радио
Феномены-Х
Рассказы серии "Авантюра"
Рассказы серии "Герои спорта"
Форум
Гостевая книга
Ссылки
О редакции

 

дизайн: михаил мырсин
Поддержка
Raggio Studio

 


Игорь ЗубковВ ноябре в Московском дворце молодёжи состоялась премьера нового мюзикла "12 стульев". По статистике произведение Ильфа и Петрова - самая популярная книга в России. Роман идеально вписался в сценическую концепцию, которая не позволяет зрителю ни расслабиться, ни устать.

- Мы подчеркнули лирическую линию, - говорит режиссёр мюзикла Тигран Кеосаян. - Мадам Грицацуева у нас не столько комическая, сколько лирическая героиня. Очень хороша собой!".

Вскоре после премьеры наш корреспондент побывал в МДМ, где побеседовал с одним из создателей мюзикла - известным композитором Игорем Зубковым (сыном Валерия Зубкова, автора музыки к фильмам "Цыган" и "Возвращение Будулая") за плечами которого - Мерзляковка, куда он поступил по совету знаменитого актёра и конферансье Бориса Сичкина, и Московская консерватория, где учителем Игоря был прославленный Тихон Хренников, написавший в своё время комическую оперу "Золотой телёнок".

- Работая над мюзиклом, я вспомнил свой прежний опыт, когда во время учёбы в консерватории работал в "Иллюзионе" тапёром на немых фильмах, - вспоминает Игорь, - Тогда я просмотрел и проиграл, как тапёр, всю классику мирового кино. Не я первый - и Шостакович, и Прокофьев эти занимались. Я хорошо понял, что такое видеоряд, как нужно распределить музыкальное сопровождение. Полезная вещь, которой в консерватории совершенно не учат.

- Ария мадам Грицацуевой, - продолжает Игорь, - в нашем мюзикле она одновременно звучит и очень драматично, и очень смешно. Важный фрагмент - песня о Москве, написанная в стилистике песен "Московские окна", "Дорогие мои москвичи". Таких песен давно не было. Все эти три песни вошли в сингл, посвящённый мюзиклу.

Зубкову не впервой писать произведения по литературным произведениям - вначале была симфония, тема которой была подсказана лидером группы "Алиса" Константином Кинчевым, - по мотивам эпопеи Толкиена "Властелин колец". Симфония была написана, принята в качестве дипломной работы и даже прозвучала в стенах Московской консерватории.

Между той симфонией и нынешним мюзиклом было много песен, ставших хитами. Их исполняли Татьяна Овсиенко ("Дальнобойщик", "Женское счастье", "Школьная пора", "За розовым морем"), Кристина Орбакайте ("Без тебя"), Филипп Киркоров ("Влюблённый и безумно одинокий"), Татьяна Буланова, Михаил Шуфутинский. Будут хиты и в новом мюзикле. Одна из композиций уже звучит в эфире - это песня "Ход конём".

Среди первых зрителей мюзикла была дочь Ильи Ильфа - Александра Ильинична Ильф, которую, по её словам, частенько представляют как "дочь Ильфа и Петрова". Вот что она говорит о спектакле:

- Больше всего я боялась оглохнуть. Это же первый мюзикл, на который я вообще пошла! Привезли приглашение, я в ужасе посмотрела - пятый ряд! Ведь это очень громко, наверное... Оказалось, всё не так страшно. И мнения критиков, посмотревших спектакль на предпремьерном показе, тоже были, прямо скажем, пугающие. И то им не понравилось, и это, и ария Кисы, и Максим Горький... Ну, почему не вставить Максима Горького? Ильф и Петров смеялись над всем. И, по-моему, всё получилось достойно. Особенность юмора Ильфа и Петрова в том, что он выдерживает любые интерпретации. Мне понравились декорация, стилизованная под татлинскую башню, тема Бендера "Ход конём" и замечательная чечёточная хореография. Приходилось слышать, что Остап получился таким душкой чуть ли не против авторской воли... Это в советское время надо было "протаскивать" Остапа, говоря, что вовсе не он их идеал, а сегодня можно честно сказать, что никакой советский идеал в этой прозе не просматривается. Бендер заворожил своих создателей: они не в силах были противиться его обаянию. И необходимость убивать Остапа была в момент окончания "Стульев" в тягость им обоим, поэтому им бы наверняка понравилось, что в конце он воскрес и спел "Жизнь прекрасна". Разве она не прекрасна, в самом деле? Особенно когда рядом Бендер? Он ведь и впрямь авантюрист только во вторую очередь, а в первую - художник, который умудряется всё превратить в приключение.

Для Игоря Зубкова мюзикл начался в 2001 году, когда ему позвонил Александр Цекало. "Я хочу, чтобы ты написал мюзикл "12 стульев", - сказал он. Согласен, ответил композитор.

- Он оставил выбор поэта за мной. Я подумал, что было бы забавно и интересно, если бы стихи написал человек, похожий на Ильфа и Петрова по своей сути. И я нашел такого человека. Поэт Александр Вулых - копия Ильфа. Человек, который проработал много лет, правда, не в "Гудке", а в "Московской правде", начиная от корректора, заканчивая заместителем главного редактора. Человек, которому лучше всего удаётся писать хулиганские стишки, и при этом он в глубине - тонкий лирик. Сначала и он, и я немножечко не врубались в жанр. Чтобы объяснить, что такое мюзикл, мне Цекало и Кеосаян притащили дикое количество компактов. Ориентация была на Бродвей, классику мюзикла - "Поющие под дождём", "Серенада солнечной долины", "Моя прекрасная леди", "Звуки музыки"... Тема Бендера, очень драматичная и лиричная, возникла после того, как Цекало предложил спортивный марш сыграть в миноре... Сейчас МДМ превратился в Нью-Васюки, только там все играли в шахматы, а здесь - все занимаются творчеством. Атмосфера книги "12 стульев" просто висит в воздухе.

А вот мнения некоторых зрителей.

Катерина Гечмен-Вальдек (продюсер мюзиклов "Метро" и "Нотр Дам де Пари"):

- Я очень рада, что в Москве появился новый мюзикл. Во-первых, блестящая идея с башней Татлина, использованной в основе декорации. Во-вторых, на мой взгляд, создатели мюзикла в высшей степени интеллигентно обошлись с книгой, такой любимой всеми нами. В этом была самая большая опасность. То, как они развели сюжетные линии, что именно оставили в спектакле, а что целиком убрали - это, безусловно, удалось. Кроме всего прочего, продюсерская группа "Русский мюзикл" отличается блестящей менеджерской базой. Они работают блестяще. Это показал "Норд-Ост" и демонстрирует этот проект. Мне очень нравится замечательная стилистика всего, что связано с раскруткой спектакля - очень грамотно, высший пилотаж.

Владислав Флярковский, телеведущий:

- На мой взгляд сделано удачно, со вкусом, который не повредил первоисточнику. А первоисточник, как вы понимаете, очень сильный. Я хочу поздравить с большим успехом тех, кто создал этот мюзикл, моих друзей и знакомых. Кроме того, хочу поздравить с "отложенным успехом" других авторов, причастных к этому мюзиклу: Илью Ильфа, Евгения Петрова, а также Казимира Малевича за его "Чёрный квадрат", который в очередной раз пригодился, и, конечно, Татлина, который обеспечил сценографию этому мюзиклу. Здесь, безусловно, присутствует точное попадание в атмосферу времени конца 20-х годов. Стилистика ироничная, потому что, конечно, ГПУшники так не ходили и не одевались и пионеры были не такие отвязные. Это как раз не точное, а художественное попадание в ту эпоху, и это мне очень нравится.

 

Перейти к содержанию номера Перейти в раздел МУZЫКА
Все права защищены. ЗАО "Редакция журнала "Бумеранг".
Использование любых материалов возможно только с письменного разрешения редакции.