Новости
Свежий номер
Новости сайта
Новые материалы
Архив
По номерам
По разделам
Подписка
Почта
Редакция
Фан-клуб (архив)
"In Rock"
"Иванушки"
Феномены-Х
Наталия Орейро
"Руки Вверх"
"Агата Кристи"
МР3
Восходящие звезды музыки
АрхиТекстуры
Интернет-радио
Феномены-Х
Рассказы серии "Авантюра"
Рассказы серии "Герои спорта"
Форум
Гостевая книга
Ссылки
О редакции

 

дизайн: михаил мырсин
Поддержка
Raggio Studio

 

РиддикДэвид Туи знаменит как сценарист и режиссёр двух популярных фантастических фильмов: "Чёрная дыра" и "Хроники Риддика". Но его творческая биография намного длиннее: в начале девяностых он трудился над "Чернокнижником", а затем над сценариями хитов, среди которых были "Солдат Джейн" с Деми Мур, "Водный мир" с Кевином Костнером и Денисом Хоппером, "Беглец" с Харрисоном Фордом.

Режиссёрский дебют Туи состоялся в 1994 году, а двумя годами позже он снял фантастическую картину "Прибытие" (с Чарли Шином и инопланетянами, бегающими взад коленками). Но последнее время все мысли 54-летнего Туи заняты похождением бандита Риддика - вот уже два фильма он сражается с чудовищами на мрачных планетах и пугает зрителя стальными мускулами, беспигментными зрачками, позволяющими видеть в темноте, и харизматичностью Вина Дизеля, который воплощает этот образ на экране. О приключениях Риддика, о своих смелых задумках Дэвид Туи рассказал в интервью "БУМу".

- Много лет вы были сценаристом, продюсером, потом стали режиссёром. Почему?

- Я всегда ставил перед собой цель делать фильмы. Но, когда я вышел из киношколы, оказалось, что никто не спешит брать меня на работу. Тогда я сфокусировал внимание на написании сценариев, я знал, что это хороший путь к тому, чтобы стать режиссёром.

- Снимать "Чёрную дыру" при малом бюджете было рискованно. На что вы надеялись?

- Проект был малобюджетным, потому что студия дала мало денег, мол, фильм-то без звёзд! Но всё равно - я рассматривал его как отличный шанс. И я его не упустил. У нас и правда было мало средств. Каких-то 22 миллиона долларов; для фильма такого жанра сейчас ничто (особенно, если сравнивать с другими проектами). А ведь надо было создать инопланетную архитектуру и сделать её действительно чужеродной. Главный оператор Дэвид Эггбай предложил "игру бликов", мы придумали показать всё через негатив с добавлением цвета. Конечно, мы не первые опробовали этот приём; Дэвид Финчер (режиссёр "Бойцовского клуба", "Игры". - А.З.) тоже в своё время делал такую съёмку с ней получается эффект "ночного видения". Мы же выяснили, что с этим подходом можно сделать и "дневное видение". Таким образом мы усилили сюрреалистичность инопланетного мира. Мы вынуждены были свести весь процесс создания "бликов" к обычной съёмке камерой в режиме негатива. Но мы добились любопытного результата: чудовища стали выглядеть "чудовищно", но поскольку по моей задумке, они очень быстро двигаются на экране, то зритель не может видеть их чётко. Любопытно, но многие абсолютно по-разному описывали монстров из "Чёрной дыры". Одни говорили: "Это какие-то летучие мыши". Другие считали, что это "хищники вроде льва или пантеры". Ну да, с такими крыльями и свистящим хвостом! Были люди, которые увидели что-то похожее на древних птиц, птеродактилей и т.д.

- "Чёрную дыру" у нас, в России, из-за схожести сюжетных линий часто сравнивают с "Красной планетой" и "Миссией на Марс". Как вы думаете, почему истории "про неизвестную планету с монстрами" так популярны?

- Я думаю, что все названные вами ленты - "истории выживания". А стремление выжить обычно демонстрирует истинную природу человека, высвечивает все его положительные и отрицательные качества.

- Нужно ли искать в фильмах о Риддике какой-нибудь философский подтекст? Может, это история о ницшеанском сверхчеловеке?

- Дайте-ка я почитаю, о чём писал Ницше, а потом отвечу... Да, я задавался вопросом: "А есть ли Бог? И если есть, то где он? Он мёртв?" Но в целом я не увлекаюсь философскими концепциями, поэтому и не стал перегружать ими фильм. Но совсем от этих вопросов не уйти.

Возьмём Риддика. Зритель быстро понимает, что он не обычный человек. Это понимание быстро обогащается новыми фактами. Ба! - да он - намного сильнее, чем от него можно ожидать. Он расширяет человеческие возможности.

"В связи с картиной "Хроники Риддика" можно обсуждать множество теологических течений. Ведь религия играла большую роль в развитии человеческой цивилизации. И в "Чёрной дыре", и в "Глубине" я задавался вопросами человеческой веры. Откуда она от религии или от каких-то сверхприродных феноменов? "Хроники...", мне кажется, рассматривают эту тему ещё глубже. В этом фильме мы много размышляли и о "Подвселенной", и даже упоминали о светлом будущем, о потерянном рае (о последнем говорил главный Некромонгер).

В картине речь идёт о вселенной, о параллельной вселенной, о двери из одной вселенной в другую, о портале, который знает Лорд Маршалл. Он - единственный, переступивший этот порог, он понимает и вглядывается в ту красоту и силу, часть которой присутствует и в нём.

- Почему вы убили обеих подружек Риддика - и в "Чёрной дыре", и в "Хрониках..."?

- Я не могу сказать, что Фрай (актриса Рада Митчелл) из "Чёрной дыры" и Кайру (Алекса Давалос) из "Хроник..." можно квалифицировать как "подружек Риддика". Это просто женщины-героини... Давайте вспомним, что перед смертью Кайра приняла судьбу Некромонгеров, а в полной, непорезанной DVD-версии Лорд Маршалл говорит нам, что каждый, кто примет эту судьбу, "обязательно воскреснет в Подвселенной".

Нельзя сказать, что Фрай в "Чёрной дыре" погибает потому, что она пыталась спасти других персонажей. Я не думаю, что она отправилась в темноту с целью помочь Риддику. Как автор фильма, я бы даже сказал, что её смерть была закономерной. Фрай - не отрицательная героиня, но и положительной её не назовешь. Ведь именно она в самом начале ленты, когда корабль терпит крушение, пытается в качестве балласта сбросить отсек со спящими пассажирами. Между прочим, в картине это единственное преступление человека против человека. Она "заслужила" смерть в финале. Даже если это кого-то покоробило.

- Мне показалось, что в "Хрониках..." Риддик более мелодраматичен, чем в "Чёрной дыре". Будет ли как-то меняться его характер, или он так и останется "брутальным мачо"?

- Он всегда будет жёстким, брутальным - именно потому, что он путешествует по брутальным и жестоким мирам. Но я бы не стал ассоциировать его с "мачо". Он просто "последний герой". К тому же его абсолютно не волнует, как его воспринимают другие люди. Риддик - антигерой. Он не тот гламурный персонаж, который легко преодолевает трудности. Он довольно негативно смотрит на людей и на мир. Я не хотел героизировать его, чего студия никак понять не может. Другими словами, перед нами "Звёздные войны" но иные: мы видим не просто противоборство Добра и Зла. Мой фильм в меньшей степени схематичен и "клиширован". Главный герой - преступник и убийца, но Добро на его стороне. У каждого героя - двойное дно. Это противоречиво и, наверное, слишком необычно для крупнобюджетного фильма.

- "Чёрная дыра" - малобюджетный фильм, но, тем не менее, он стал очень популярным среди поклонников фэнтези и фантастики. Как вы думаете, что их привлекает: сюжет, антураж и стиль фильма, или, может, харизма Вина Дизеля?

- Я думаю, "Чёрная дыра" напоминает людям, что жанр научной фантастики совсем не связан с отсутствием хороших персонажей и интересных поворотов сюжета. Научная фантастика как раз и опирается на крепко сбитых персонажей! Я хотел показать настоящих героев в условиях коммерческого фильма.

- Вы написали сценарии к фильмам "Солдат Джейн" и "Беглец". Будете ли вы продолжать работать в жанре боевика и триллера?

- Да, если мне позволят условия и сделает заказ студия. Вообще у студии масса предложений ко мне... Да, я сделал "Чернокнижника", но это совсем не значит, что я буду писать только на эту тему. Может у кого и была мысль слепить из меня жанрового автора, фантаста. Чтобы я делал что-то среднее между фантастикой, мистикой и "ужасами". Что ж, скажу я, пусть - мне нравится соединять разные жанры!

- Как фильм "Глубина"?

- "Глубину" мне предложили руководители "Miramax" - братья Вайнштейны. Они посмотрели "Чёрную дыру", и она им понравилось. Они решили, что помогут мне выпустить фильм, у них для такого жанрового кино есть специальная студия "Dimension". Вайнштейны пригласили меня в штат, показали мне все проекты, которые у них готовились, чтобы я мог что-нибудь себе выбрать. Наконец, речь зашла о проекте про подводную лодку, атакуемую "тёмными силами". Я сказал: "О, за это я берусь. Вы уверены, что этого ещё никто не снял?" Доработать сценарий дали мне и Даррену Аронофски, снявшему "Реквием по мечте". Им явно хотелось, чтобы я добавил какой-нибудь элемент с чудищами или инопланетянами.

- Над чем работаете сейчас?

- Пишу два сценария. Один - чистый триллер. Второй - фэнтези. Пока больше ничего сказать не могу.

- Может ли Риддик стать долговременным киноперсонажем? Насколько я знаю, вы подписали контракт на создание двух сиквелов...

- Нет, я ещё ничего не подписывал. Когда я наметил "Хроники Риддика", я расписал возможные повороты сюжета для дальнейшей работы, составил более широкий список героев и показал всё это ключевым актёрам. Состоится ли продолжение - покажут результаты продажи DVD-версии. Мы подумывали о продолжении после выхода трилогии "Властелин колец" и новых "Звёздных войн". Эта затея понравилась съёмочной группе, но мне, честно говоря, она была не по душе. Я сказал студии: "Продолжение должно выглядеть более амбициозным". В процессе обсуждения, уже тогда, предложил делать трилогию о Риддике ("Хроники Риддика" - первая часть плюс ещё две). Если решение будет принято, "Хроники-2" и "Хроники-3", как и "Властелин колец" Питера Джексона, будут сняты за один приём. Но проект должен быть очень серьёзным, чтобы я стал им заниматься - ведь он отнимет значительную часть моей жизни.

- Что происходит с триллером "Демон со стеклянной рукой" ("Demon With а Glass Hand"), основанном на эпизоде сериала 1964 года "Извне" ("The Outer Limits"), который вы собрались ставить?

- Проект проходит очередные круги производственного ада студии "Мирамакс". Сейчас, в адаптации Харлана Эллисона, это история о человеке, который находит ключ к спасению цивилизации от инопланетян, атакующих нас из будущего.

- Будете ли вы продолжать сотрудничество с Чарли Шином? Он в 1997 году снял фильм про Марс, так что у вас теперь ещё больше общего...

- Увы, на данный момент никаких совместных планов с Чарли у нас нет.

- Однажды Айзек Азимов сказал, что он использует фантастику для критики современного общества. Что этот жанр значит для вас?

- Фантастика даёт волю моему воображению. Больше всего мне нравится, что в ней нет границ. Для тех, у кого дикое воображение, это просто рай, никакой клаустрофобии и быть не может! Ведь для фантазии и нынешних спецэффектов в кино нет ничего невозможного. Что касается критики общества, её можно заметить и в фильмах о Риддике.

- Кажется, что все фантастические сюжеты в книжках и фильмах уже использованы. Где искать новые идеи?

- Наука подкидывает нам новую фактуру ежедневно, начиная от "string theory" (энергетические волокна, сгустки энергии и прочее), и заканчивая параллельными мирами. Существует предположение, что в нашей галактике есть чёрные дыры - выходы в другие галактики. Отсюда вытекает масса новых идей!

- Вы знаете каких-нибудь русских писателей или режиссёров-фантастов? Видели ли вы фильмы Тарковского "Сталкер", "Солярис" и его американский ремейк?

- Мне стыдно, но я ничего не видел. Сказать по правде, я в этом вообще плохо ориентируюсь.

- У вас никогда не было кошмаров после своих или чужих фильмов?

- У меня - нет. Знаете, одному марсианину сложно испугаться другого.

- Как вы думаете, есть ли жизнь на Марсе?

- Я верю в жизнь во Вселенной. Полагаю, что "где-то там" она просто кишит. Но не верю, что инопланетяне посещают Землю. По крайней мере, не в наше время.

 

Перейти к содержанию номера Перейти в раздел КИNO
Все права защищены. ЗАО "Редакция журнала "Бумеранг".
Использование любых материалов возможно только с письменного разрешения редакции.