Новости
Свежий номер
Новости сайта
Новые материалы
Архив
По номерам
По разделам
Подписка
Почта
Редакция
Фан-клуб (архив)
"In Rock"
"Иванушки"
Феномены-Х
Наталия Орейро
"Руки Вверх"
"Агата Кристи"
МР3
Восходящие звезды музыки
АрхиТекстуры
Интернет-радио
Феномены-Х
Рассказы серии "Авантюра"
Расссказы серии "Герои спорта"
Форум
Гостевая книга
Ссылки
О редакции

 

дизайн: михаил мырсин
Поддержка
Raggio Studio

 

Если о Зое Космодемьянской, Александре Матросове мы, мальчишки, знали всё, то о легендарном командире партизанского отряда Константине Заслонове узнали только тогда, когда вышел фильм с одноимённым названием. Случилось это событие — а тогда выход любого фильма был событием — в далёком 1949 году. Шёл он на большом экране и, как писали газеты, посмотрели его порядка 17 млн человек — только нас, пацанов, не посчитали. Нам хоть и очень хотелось посмотреть фильм, но сделать это было непросто. На детских сеансах его не показывали, а покупать взрослый билет — не по карману.

Помог случай. В 1950 г. мы жили у Савёловского вокзала. Недалеко от него, в большом здании, находился кинотеатр «Салют», кинозал которого разместился на втором этаже. Однажды в тёплый летний вечер мы играли напротив кинотеатра. Было душно, окна в зале были широко раскрыты, и тут мы увидели экран, на котором показывали фильм «Константин Заслонов». Более того, хорошо были слышны голоса игравших актёров. Мы досмотрели сеанс, дождались следующего и таким образом просмотрели весь фильм. Дома мне здорово влетело за то, что слишком долго гулял, но радость от увиденного перевесила горечь наказания.

Фильм произвёл на меня огромное впечатление. Конечно, со временем многое позабылось, но самые сильные кадры, например, когда партизаны маскируют взрывчатку под куски угля и потом взрывают поезда и сейчас вспоминаются с восторгом. Таким и оставался в нашей памяти белорусский партизан Константин Заслонов, своими действиями не дававший покоя оккупантам. За свои подвиги он был удостоен золотой Звезды Героя. И лишь много лет спустя, когда были открыты архивы и рассекречен ряд документов о войне, мы, наконец, смогли узнать, каким же в действительности он был.

Оригинал-макет рекламного плаката к художественному фильму «Константин Заслонов»

Константин Заслонов принадлежал к числу тех представителей тогдашнего молодого поколения, которым советский строй многое дал, но и немало отнял.

Родился Константин ещё до революции, в старинном городке Осташков Тверской области, в семье рабочего, и его детские годы пришлись на тот исторический период, когда новая власть только вставала на ноги. Не знаю, в какую школу его определили бы при старом режиме, а при советской власти он пошёл учиться в Невельскую трудовую школу. Там Константин вступил в комсомол, а в 1927 г. его, как отличника учёбы, направили в Великолукскую профтехшколу железнодорожного транспорта. Его отец, как и многие жители в провинциальных местечках, держал небольшое хозяйство, состоявшее из лошади, жеребёнка да двух коров. Неизвестно почему, но семью отца раскулачили и сослали на поселение на Кольский полуостров. К счастью, Константина репрессии не коснулись.

Дальнейшая жизнь Заслонова оказалась связанной с беспокойным племенем железнодорожников. По комсомольским путёвкам он вместе с женой поехал на Дальний Восток восстанавливать старые и строить новые пути, новые депо и станции. Осела молодая семья под Хабаровском, где Заслонов устроился работать в депо станции Вяземское. Местным паровозникам приглянулся молодой энергичный парень, не чуравшийся никакой работой. Он был и слесарем на ремонтных работах, и помощником машиниста, и машинистом. При всём при этом он был наделён ещё и большими организаторскими способностями. Жажда знаний, желание учиться и постоянно повышать свою квалификацию не остались незамеченными. Заслонова отправили учиться в Ленинградский институт путей сообщения. Впрочем, вскоре его оттуда отозвали — на Уссурийской железной дороге остро не хватало квалифицированных кадров. Впрочем, от недостатка грамотных специалистов страдал не только Уссурийск. 1935 год Заслонов встретил в Новосибирске помощником начальника депо, через два года его перевели начальником депо в город Рославль, что уютно расположился на реке Остёр в Смоленской области недалеко от Белоруссии, а ещё через пару лет Заслонов окончательно осел в белорусском городе Орша. Это был крупнейший в республике железнодорожный узел, имевший важное стратегическое значение. И здесь требовался грамотный специалист, обладающий большими организаторскими способностями. Именно таким специалистом и был Константин Сергеевич Заслонов.

Сейчас уже никого не осталось в живых из тех, кому довелось трудиться вместе с Заслоновым, но в архивах сохранились их воспоминания, читая которые понимаешь, каким руководителем был этот человек, и почему во время войны руководство страны доверило именно ему возглавить партизанское движение в столь важном районе Белоруссии. Вот как вспоминали о Заслонове супруги Орловы, работавшие с ним в Новосибирске.

«Он пришёл к нам в депо, и все сразу поняли, что этот человек двинет дело вперёд непременно. Железнодорожники со всеми вопросами шли к нему. Он всех примет, выслушает и потом примет решение, самое правильное. Единственное, кого он терпеть не мог  — пьяниц. Он так и говорил: „Пьяницы — злейшие враги Советской власти“. Он знал своё дело досконально, потому и уверенность на всё имел. К примеру, однажды возник спор, потянут ли два паровоза тяжеловесный состав? Мнения разделились, а представитель НКВД прямо сказал, что по инструкции водить такой состав не положено. Перепишем инструкцию, отрезал Заслонов».

А вот что рассказывал о Заслонове его сослуживец машинист Андреев. «Я прибыл для ремонта своего паровоза ИС (Иосиф Сталин) Это была мощная скоростная машина. Новинка для Рославльского депо. Заслонов живо интересовался технической характеристикой паровоза, такими тонкостями, что я сразу понял, что дело любит, болеет за него душой. Пожилые рабочие называли его про себя Заслонычем, дядей Костей. Чувствовалось, уважали его здорово». А вот какую характеристику Заслонов дал себе сам, готовясь стать кандидатом в члены ВКП(б). В заявлении он, в частности, писал: «Хочу быть инженером по образованию, проработав хотя бы полтора года машинистом на ФД и обязательно на ИС (марки паровозов. — В.Е.). Стать настоящим идеологически выдержанным в полном смысле большевиком. Это будет, если я буду честный, чуткий, внимательный и классово-бдительный. В настоящее время я своей работой не удовлетворён, потому что я, техник второго разряда, несу работу инженера. А работать я могу и, по-моему, умею».

С первых дней войны на Оршанский узел легла непомерная нагрузка. Через Оршу шли поезда с войсками и техникой к линии фронта, а от западных границ — эшелоны со спасающимися от немцев беженцами, преимущественно семьями военнослужащих. На железнодорожной станции скапливались десятки составов, и это была хорошая мишень для гитлеровской авиации, которая, имея полное превосходство в воздухе, бомбила буквально всё, что движется. А уже 14 июля 1941 г., через три недели после начала войны, танки Гудериана, преодолев сопротивление Красной Армии, вошли в город. Орша, заметим, пострадала всё же не сильно. Причина проста: и фашистская авиация, и наши лётчики понимали значение Оршанского железнодорожного узла и потому старались щадить город. В военных сводках Советского информбюро город упоминался только в связи с тем, что здесь впервые получили боевое крещение легендарные «Катюши».

Заслонов вместе с товарищами эвакуировался из города в последний момент. Остановились в Москве, получили назначение в депо им. Ильича… Дальнейшие же события его биографии развивались не совсем так, как их потом часто представляют. Принято считать, что Заслонов написал письмо министру путей сообщения, предложив сформировать партизанский отряд для диверсионной работы в районе Орши. Идея понравилась, группу создали и забросили в тыл врага.

Возможно, такое письмо в действительности существовало, только выходило всё как-то слишком просто. И вот, собирая материал о легендарном начальнике воинской части № 9903 Артуре Карловиче Спрогисе, я обратил внимание на то, что в списке имён Героев Советского Союза, прошедших у него обучение, вторым после Зои Космодемьянской значится Константин Заслонов. Это всё расставляло на свои места.

Возможно, мысль организовать диверсионную группу для работы на крупном железнодорожном узле и не столь уж оригинальна, но успешно реализовать её по силам лишь человеку весьма неординарному. Константин Заслонов именно таким человеком и был. Спрогис, судя по всему, решил пойти ещё дальше и предложил начальству сделать Заслонова резидентом советской разведки в огромном регионе со штаб-квартирой в Орше. Идею одобрили, и после соответствующей подготовки Заслонов отправился вместе с группой в Оршу. Им на редкость легко удалось перейти линию фронта, а удачно разработанная легенда помогла Заслонову быстро легализоваться и предложить свои услуги оккупационным властям. Немцам, испытывавшим недостаток квалифицированных кадров, пришёлся ко двору молодой грамотный специалист. Они не только назначили его начальником железнодорожного узла, но даже предоставили право самому набирать людей на работу, о чём трудно было и мечтать.

Ремонт локомотивов шёл споро, начальство было довольно, а потом на железной дороге стали происходить странные события. Отремонтированные в депо Орши паровозы тянули к фронту составы с техникой, солдатами и офицерами. А через какое-то время локомотив взрывался в дороге, и эшелон летел под откос. Никто не мог понять, почему только что отремонтированные паровозы один за другим выходят из строя? За короткий промежуток времени в негодность пришли 93 паровоза.

Паровоз «Иосиф Сталин»

Немцы догадались, что в городе действует глубоко законспирированная и хорошо организованная подпольная группа. Подозрение пало на русскую ремонтную бригаду и её начальника. Заслонова арестовали, допрашивали с пристрастием, но ему удалось доказать, что ни он, ни его товарищи по работе к диверсиям не причастны. Более того, немецким следователям не удалось даже установить сам факт проведения диверсий.

А причиной их было изобретение, приписываемое Заслонову. Называлось оно «угольная мина». Или, как звали её между собой паровозники, «подарочек от тёщи» Изготовить такую мину было проще простого. Кусок взрывчатого вещества тротила разогревался до определённой температуры, так чтобы его можно было мять, придавая любую форму. Потом взрывчатку охлаждали, засыпали угольной пылью. Получался кусок угля, неотличимый от настоящего антрацита.

Мину забрасывали в топку паровоза вместе с углём. Там она нагревалась до температуры в 200 градусов и взрывалась, выводя из строя жизненно важные части паровоза.

Фашистам удалось в итоге раскрыть тайну взрывов, схватить и расстрелять нескольких диверсантов.

Опасаясь разгрома всего подполья, Центр приказал свернуть работу и уходить в леса. И здесь вновь проявился организаторский талант Заслонова. Он ушёл в лес с группой в человек сорок, и вскоре у него был уже отряд, а потом и целое соединение. Партизаны окрепли настолько, что начали совершать нападения на гарнизоны врага и вести полноценные боевые действия, не забывая при этом и своей основной работы ?— доставлять «тёщины подарочки» паровозным бригадам. В это же время в Заслонове проявился талант политработника. Дело в том, что фашисты, испытывая нехватку в людях, стали активно привлекать на службу в вермахт русских военнопленных, обещая им за верность «золотые горы». Они создали так называемую Русскую национальную народную армию (РННА) и бросили её в зону антипартизанской операции, получившей кодовое название «Гриф». Части этой армии блокировали стратегические дороги, заняли важные для партизан деревни. Руководство партизанского края приняло решение установить связь с бойцами и командирами РННА и попытаться привлечь их на свою сторону. Самым ярым сторонником таких действий был Константин Заслонов. Разработав свой план, он разослал агитаторов по гарнизонам. Результат превзошёл все ожидания. Бойцы РННА, не желая служить оккупантам, целыми гарнизонами переходили к партизанам, прихватив с собой всё вооружение.

Увы, именно увлечение агитационной работой стоило жизни Константину Заслонову. Осенью 1942 г. партизаны получили приказ из Центра перейти линию фронта и влиться в ряды Красной Армии. Заслонов приказал своим бойцам двигаться в сторону фронта, а сам остался со своим штабом и охраной в деревне

Куповать Сенненского района Витебской области, чтобы встретить очередную группу «народников» и уже вместе с ними догонять ушедших вперёд партизан. Но фашисты, узнав о предстоящем побеге, неожиданно нагрянули в заколебавшуюся часть РККА с проверкой. Расстреляв активистов, каратели вместе с остальными «армейцами» отправились в деревню. Увидев направлявшуюся к Куповати колонну, Заслонов решил, что это перебежчики и приказал охране пропустить её.

Когда же к колонне подошёл посланный Заслоновым разведчик, немецкий офицер выстрелил в него. Завязался ожесточённый бой, в котором Константин

Заслонов был тяжело ранен. Его верный ординарец Женя Корнеев затащил впавшего в беспамятство командира в дом и отстреливался до последнего патрона, а потом подорвал противотанковой гранатой себя и ворвавшихся в дом гитлеровцев. Так в неравном бою пал смертью храбрых талантливый командир и организатор. А у меня мелькнула мысль: возможно, тогда погиб будущий министр железнодорожного транспорта Константин Сергеевич Заслонов. Ведь он так любил свои паровозы.

Валентин ЕВСЕЕВ

 

Все права защищены. ЗАО "Редакция журнала "Бумеранг".
Использование любых материалов возможно только с письменного разрешения редакции.