| 
                  
                  
                    Вопрос 
                    на засыпку: могли ли женщине на пятом десятке в Голливуде 
                    предложить 22 миллиона долларов за фильм? Оказывается, могли. 
                    Именно столько Сигурни Уивер получит за роль Рипли в пятой 
                    картине киноэпопеи "Чужой". Судя по всему, столь высокий гонорар 
                    объясняется трезвым расчетом руководства студии - мол, межгалактическая 
                    странница, которую она воплощает на экране примерно раз в 
                    десять лет, идеально вписывается в царящую в современном американском 
                    кинематографе атмосферу пост-феминизма. Кто - кто, а они-то 
                    знают, что на смену обвешанным оружием мускулистым самцам, 
                    без которых еще недавно нельзя было представить себе ни один 
                    боевик, идет новое поколение кинодив - столь же атлетичных, 
                    не менее сообразительных и куда более сексуальных. 
                  Теперь куда ни кинь взгляд - всюду "воительницы", 
                    причем на любой вкус. Тут и удивительная китаянка-дебютантка 
                    Занг Зуи, лихо машущая мечом и грациозно порхающая по верхушкам 
                    "бамбуковых зарослей" ("Притаившийся тигр, крадущийся дракон"), 
                    и вечно надутая Мишель Родригес, опекающая своего "бойфренда" 
                    ("Девушка дает сдачи"), и "боевые пташки" Кэмерон Диас, Дрю 
                    Бэрримор и Люси Льюи ("Ангелы Чарли"), и Анджелина Джоли в 
                    роли Лары Крофт - героини компьютерной игры "Tomb Rider"... 
                  "После "Титаника" Голливуд осознал, что женщины 
                    тоже ходят в кино, - говорит Рэчел Абрамовиц, автор книги 
                    "Женщины у власти в Голливуде". - Если вы хотите снять блокбастер, 
                    то это должен быть фильм, который нравится всем, а не только 
                    молодежи". 
                  А телевидение? Оно и не думает отставать от Голливуда 
                    по количеству воительниц - Сара Мишель Геллар ("Баффи - истребительница 
                    вампиров"), Люси Лоулесс ("Зена - королева воинов"), Джессика 
                    Альба ("Темный ангел") и Пета Уилсон ("Ее звали Никита") наряду 
                    с прочими крутыми девицами сметают на своем пути любую нечисть, 
                    начиная с мелких хулиганов и кончая зловещими силами Ада. 
                  "Времена, когда рядом с подвернувшей ножку героиней 
                    тут же появлялся Тарзан и спасал ее, безвозвратно канули в 
                    Лету", - считает Чарльз Эгли, на пару с Джеймсом Кэмероном 
                    создавший "Темного ангела" - антиутопию, в которой Джессика 
                    Альба играет непобедимую моторокершу-курьера. "Эти фильмы 
                    дают женщинам позитивные ролевые модели, - вторит ему мастер 
                    кунг-фу Пол Кох, половина учеников которого - представительницы 
                    прекрасного пола. - Вы больше не дамочка, попавшая в беду, 
                    вы - героиня". 
                  Разумеется, у современных "воительниц" есть свои 
                    предшественницы. Некоторые считают, что впервые они появились 
                    в таких телесериалах, как "Мстители", где затянутые в черную 
                    кожу Хонор Блэкмен и Диана Ригг нередко пускали в ход кулаки, 
                    и "Ангелы Чарли", который шел по американскому телевидению 
                    с 1976 по 1981 г. Леонард Голдберг, бывший продюсером и первой 
                    версии "Ангелов Чарли", и прошлогоднего римейка, с присущим 
                    ему сарказмом говорит: "Не исключено, что этот сериал положил 
                    начало порабощению женщин поп-культурой". 
                  В Голливуде 80-х, во многом ориентированном на 
                    научную фантастику со звездами-мужчинами в главной роли, Джеймс 
                    Кэмерон создал два столь же сильных женских образа: Рипли 
                    ("Чужие") и Сара Коннор в исполнении Линды Гамильтон ("Терминатор" 
                    и "Терминатор-2"). Однако в начале 90-х настоящими "иконами" 
                    для многих женщин - в том числе и феминисток - были Тельма 
                    и Луиза из одноименного фильма Ридли Скотта, которые в наше 
                    время кажутся несколько нереальными - сейчас невозможно представить, 
                    чтобы кто-то из нынешних героинь направил свою машину в пропасть 
                    навстречу смерти. Не говоря уже о том, что многие из них каким-то 
                    образом научились летать. 
                   На 
                    протяжении 90-х Голливуд неоднократно предпринимал попытки 
                    создать "сильную женщину", но без особого успеха. Героиня 
                    Дэми Мур в фильме "Солдат Джейн" хоть и похожа на сегодняшних 
                    суперледи, но слишком мрачна и к тому же вовсю старается стать 
                    "крутым парнем". Режиссер Ренни Харлин пытался снимать свою 
                    тогдашнюю жену Джину Дэвис в боевиках типа "Долгий поцелуй 
                    на ночь", однако публика на это не купилась. Даже Сандра Баллок 
                    чаще всего отказывается сниматься в "фильмах со стрельбой" 
                    после провала "Скорости-2".  
                  
 Куда больше достижений на счету телевизионщиков, 
                    несмотря на значительно скромное по сравнению с киноиндустрией 
                    финансирование - такие сериалы, как "Зена - королева воинов" 
                    и "Баффи - истребительница вампиров" приобрели статус "культовых".  
                  "Мы живем в эпоху матерей-одиночек, которые хотят 
                    видеть на экране сильную, ни от кого не зависящую женщину, 
                    - говорит Роб Таперт, исполнительный продюсер "Зены", пытаясь 
                    объяснить невероятную популярность сериала. - А Люси Лоулесс 
                    не только красива, но и может как следует врезать и при этом 
                    никогда не плачет".  
                  Как ни странно, но к появлению нынешних кино- 
                    суперледи причастен и такой не слишком щепетильный в отношениях 
                    с женщинами герой, как Джеймс Бонд, - после того, как в фильме 
                    "Завтра никогда не умрет" вместе с Пирсом Броснаном снялась 
                    звезда боевых искусств с Дальнего Востока Мишель Йео, интерес 
                    к подобным персонажам возрос неимоверно. 
                  "Этот фильм положил начало новому поколению "девушек 
                    Бонда", - считает она. (А поскольку подругу агента 007 в очередном 
                    фильме "бондианы" собирается играть Кэтрин Зета-Джонс, это 
                    заявление не кажется столь уж невероятным). Однако окончательное 
                    превращение боевых искусств в голливудский мэйнстрим произошло 
                    после выхода на экраны "Матрицы" с Кэрри-Энн Мосс в роли Тринити, 
                    которую тренировал Йен Во Пинг, гонконгский хореограф, также 
                    приложивший руку и к съемкам "Притаившегося тигра". 
                   "Девы-воительницы 
                    от скромности не страдают - они обожают парики и грим и охотно 
                    выставляют напоказ все свои прелести, - пишет о повадках нового 
                    поколения критик Эим Бенфер в журнале "Салон". - Они просыпаются 
                    в постелях с мужчинами, но это ни в коей мере не умаляет их 
                    боевых и прочих достоинств".  
                  Однако пока многие буквально тащатся от "позитивных 
                    ролевых моделей" в исполнении накачанных и "сексуально заряженных" 
                    воительниц, отнюдь не каждый воспринимает это как свое. 
                  "Голливуд всего лишь выбирает те или иные аспекты 
                    феминизма и пускает их в дело, - говорит писательница-феминистка 
                    Сьюзан Фалюди. - Женщинам пытаются внушить: не обязательно 
                    спрашивать общество, что мне можно, а чего нельзя, - просто 
                    надо почаще ходить в гимнастический зал". 
                    |